Спогади Гільберта М.Б., як 80 років тому до Вінниці прийшла війна.

Зображення користувача Oleg.
Автор: Oleg+34 / Дата: 21.06.2021 18:17 /

До Дня скорботи та вшанування пам’яті жертв війни, колектив Музею вінницького трамвая презентує “Коротку справку та спогади про роботу в ВТТУ” Гільберта Мойсея Борисовича. У даному документі, автор описує події 80-річної давнини, як війна “прийшла” у Вінницю.

Працівники ВТТУ, ветерани Другої світової війни (фото 1965 року) 

Події червня та липня 1941 року автор описує так:

В ночь на 22 июня 1941 года в составе ночной бригады я работал в трамвайном депо. Мастерами были тов. Кудир К. и Тринос А. Кроме этого были слесаря Добжанский и Машевский и другие. Как всегда, после осмотра вагонов и выполнении ряда заявок, мы начали перегонять некоторые вагоны на свои места к выпуску. Примерно около 4-х часов утра мы услышали гул самолетов идущие в сторону Немирова и Сутисок, а через некоторое время зарево и глухие взрывы. Я и другие рабочие не сразу поняли что это такое, но через два часа военные, которые взяли под охрану мосты, сказали нам что это началась война.

В 12 часов дня 1941 года на территории нашего депо собрался большой сбор людей, все слушали выступление по радио Заявление нашего правительства. Митинг открыл директор тов. Кемпер, многие рабочие выступали. В этот же день очень много наших рабочих были мобилизованы, в городе был введен комендантский час с 21.00 до 6.00 утра. Нашим рабочим были выданы специальные пропуска на движение в ночное время.

С 27 июня 1941 года постоянно начались по ночам налеты немецкой авиации на города.

С 1-го июля бомбежка была и днем. С каждым днем все меньше становилось на предприятии наших рабочих, очень много забрали в армию.

Таким молодым как я, работающим в депо, пришлось работать по две смены, а кое-когда после работы, совместно с военнослужащими, участвовать в рейдах по борьбе с диверсантами и разного рода враждебных к советской власти людей.

С 12 июля 1941 года по 16 июля 1941 года, я с группой военных на трамвайном вагоне №8 типа Ман, с больницы им Пирогова на Ж/Д вокзал начал перевозить раненых наших военнослужащих, их поездом вывозили в тыл страны.

С 17 июля 1941 года немецкие войска подошли со стороны старого города и начался артиллерийский обстрел города.

18 июля 1941 года в 10.00 на территории трамвайного депо собрались около 100 человек, наших рабочих, это были пожилые и часть людей которые не были взяты в армию из-за брони.  В это время ни директора и главного инженера депо в конторе не было. Из младших конторских рабочих была только тов. Жуковская, Николюк Т. Деч О.И. Мухомор А.М. Рабочие требовали зарплату, но в это время банк из города был вывезен, кругом бушевали пожары, началась эвакуация предприятий и тому подобное. Тогда я обратился к мастеру службы электрохозяйства товарищу Кметь С. и сказал, давайте возьмем вагон и поедем в город к магазину и попросим военных что бы они вместо причитающим нашим рабочим деньги, видали, что там в магазине имеется. Мое предложение было принято. Я подготовил трамвайный вагон №11 типа Ман и сел за управление и вместе с Кметем С.  поехали к центру города.

Трамвайний вагон MAN №11 в центрі міста (фото часів німецької окупації).

Как –раз в это время был сильный обстрел города, но мы благополучно доехали к перекрестку улиц Ленина- Осипенко, остановились против магазина, он тогда располагался где в настоящее  время находится Центральная телефонная станция.  Я обратился к одному военному по звании капитан, показал ему денежные ведомости и рассказал цель нашего приезда. Он посоветовался с одним гражданским лицом, а потом разрешил нам с магазина выносить в трамвай разные вещи. Нам начали помогать грузить в вагон и военные. Когда мы загружали вагон с материалами разного вида я встал за управление вагона и все содержимое завез в трамвайное депо на первый путь. Там уже нас ждали люди. В вагон вошли рабочие – тов. Деч и муж – жена Мухоморы, Ребеза и мы, согласно ведомостей, начали выдавать нашим людям всякие вещи и предметы. Хочу достоверно подтвердить, что выше мною описанное происходило спокойно, без каких-либо враждебных интриг. 

К 12.00 18 июля 1941 года выдача нашим рабочим депо вещей мной указанного была закончена. Люди расходились. Бои с  немцами уже шли на окраине города со стороны Барского шоссе и Пирогова. Я попрощался с нашими товарищами и в 13.00 покинул территорию трамвайного депо. Когда я переходил мосты то наши солдаты уже на мосту разливали горючее и готовили мосты к взрыву. Я присоединился к отходящим нашим военным и совместно с ними с тяжелыми боями к вечеру оставил город. Отходить и оставлять наш город было очень тяжело, я примкнул к одной кавалерийской части, которая имела приказ закрепиться в местечке Ильинцах, но после короткого боя войска снова начали отход на восток, и я с ними.

В период ВОВ я проходил службу в 202 гвардейском имени ордена Александра Невского артиллерийском полку, во период войны я вступил в члены КПСС. Что характерно, что в указанном мною выше части я пробыл почти около 9-ти лет и в 07.08.1951 года после демобилизаций я вернулся в трамвайное депо и снова начал работать на должности электрослесаря по ремонту трамваев.

Мойсей Борисович - ветеран війни, працівник трамвайного депо, який пропрацював на підприємстві 47 років. Починав з помічника токаря в 1939 році, у віці 14 років. Після описаних вище подій, у 1953 році, його було назначено на посаду начальника служби руху трамвая. У 1970 році Мойсей Борисович був назначений на посаду головного ревізора відділу безпеки.

Гільберт Мойсей Борисович (Післявоєнне фото).

Гільберт Мойсей Борисович (Фото зі стенду Музею вінницького трамвая).

 

Матеріал підготував:

Валерій Старжинський 

+1
0
-1